Новости МВЦ Достояние

ММВК "Достояние" поздравляет с Днем железнодорожника и рассказывает о чаепитии на железной дороге!

🚂 ММВК "Достояние" поздравляет с Днем железнодорожника и рассказывает о чаепитии на железной дороге!

...Пассажир очень много ест. Простые смертные по ночам не едят, но пассажир ест и ночью. Ест он жареного цыпленка, который для него дорог, крутые яйца, вредные для желудка, и маслины. Когда поезд прорезает стрелку, на полках бряцают многочисленные чайники. Известно, что приступ голода охватывает пассажира тотчас же, как только начинают стучать колеса".
Ильф и Петров.

На рубеже XIX и XX столетий пассажиры в дорогу с собой в дорогу брали даже чайник. Они не отказывали себе в удовольствии испить горячий напиток в путешествии, но тогда в поездах не было где взять горячей воды. Но зато на каждой станции было специальное строение с кубом для кипятка. Там и брали горячую воду в свои чайники, а потом готовили желанный напиток и пили чай с припасами, которые взяли в дорогу. Обычно запасались вареными яйцами,картофелем в "мундире", хлебом, сухарями, пирогами с разными начинками, отварным мясом, салом, огурцами, помидорами и т.д.

Пассажирам из вагонов первого и второго класса кипяток приносили проводники. Пассажиры могли пройти и в вагон-ресторан или заказать из меню блюда с доставкой в купе.

В вагоне -ресторане перечень был достаточно обширен :бархатное пиво, раки, расстегаи, семга, балык, икра красная и черная, колбасы пяти и более сортов, окорока и ветчины, водка тогдашняя,огурчики прыгучие, грибочки соленые, пироги печеные и жареные с начинками, ну и непременно самовар, в любое время суток парящий и урчащий, отдельные заварочные чайники, сахар со щипчиками, баранки, конфеты в коробках для барышень.


Так, незаметно традиции чаепития вне дома во время путешествий по железной дороге прочно вошли в привычку. После постройки Сибирской железной дороги самовары появились почти на всех станциях. Станционный, который ещё называли большой самовар, вмещал 10 вёдер воды, и даже пустой его могли поднять только двое мужчин.

Госзаказ от Сибирской железной дороги на поставку первых самоваров получили фабриканты Баташовы. На Транссибе станционные, буфетные и вокзальные самовары надёжно служили не один десяток лет. Пока не произошло радикального обновления подвижного состава и всей инфракструктуры перевозок.


В Советском Союзе кипяток на каждой станции был бесплатным. В имперской России за него платили — копейку.

В 1946 году процесс чаепития в поезде стал меньше походить на квест. В вагонах появились большие титаны с кипятком. Выпить чай можно было в любой момент, не дожидаясь очередной остановки. Причем подавали его в традиционном подстаканнике. Он, как и размеренной стук колес, является главной ассоциацией с путешествия на поезде.

И в СССР была достаточно развита народная торговля. Местные жители выходили на перрон перед прибытием поезда, чтобы предложить пассажирам что-то из еды к чаю.
У каждой дороги своя еда и свой запах.
Персики, арбузы, молодое вино, байкальский омуль и хариус горячего копчения, который капал весь теплым жирным маслом.
Мороженое, колбаса кровяная, молоко, творог, сметана, лещи копченые, судаки, раки, земляника, черника,круглая картошка пересыпанная зеленью и маслом и малосольные огурцы.
Арбузы, дыни, манты и шашлыки. Вареники с капустой или картошкой в сливочном масле и плотненько обсыпанные укропом.


Сегодня, несмотря на огромный прогресс с того времени, пассажир все так же может купить чай, который подают в подстаканнике. Как говорится, всегда что-то остается неизменным.

Приглашаем посетить наши музеи и выставочный комплекс.



2024-08-04 13:24 Новости