Новости МВЦ Достояние

Адмирал С.О. Макаров

"Дневник кадета. Русский Леонардо да Винчи".

Что делает великого человека великим? Этот вопрос встает при попытке разобраться в феномене адмирала Степана Осиповича Макарова. Человека, ставшего первооткрывателем сразу в нескольких областях, связанных с морем и флотом...

Макаров оставил после себя гигантское эпистолярное наследство: дневник, который вел еще подростком в Николаевске-на-Амуре, в Морском училище Приморской области Восточной Сибири (Николаевским Морским училищем). Чем заполнен дневник 15-16- летнего кадета? На первом плане- учеба.

01.10.1864г.: " ...офицеры ставили спектакль… и пригласили участвовать меня… я не очень- то должен быть доволен, так как часто приходилось пропускать классы географии и всеобщей истории." 21.12.1864г.: " В святки в маскарад идти не намерен, а думаю каждый вечер сидеть и заниматься". 08.01.1865г.: " С сегодняшнего числа мне начали по моей просьбе задавать уроки по астрономии и всеобщей истории"....

Училище успешно окончено, но Степан хочет стать не флотским штурманом, которых готовило Николаевское училище, - а офицером флота! То есть не узким специалистом, отвечающим лишь за прокладку курса и определение места судна, а судоводителем. Для этого нужно сдать экзамен за курс Морского кадетского корпуса. После кругосветки на корветах " Варяг" и "Аскольд" его производят в гардемарины флота, и в мае 1869г., блестяще сдав экзамен, Степан становится мичманом. То есть- офицером флота!

Макаров тяготился пребыванием в светском обществе и помещичьем имении даже средней руки: там тоже надо тратить массу времени на пустые с точки зрения ДЕЛА занятия. 13.05.1869г.: "Самое скучное для меня время- воскресенье, но тогда я забираюсь в библиотеку на весь день и, таким образом, забываю пустоту". 21.05.1870г.: "Я рисую себе такой идеал: человек... разговаривает с другими, насколько это полезно, отдыхает переменою труда… для отдыха у него есть театр, библиотека..."

Макарова интересовали военное кораблестроение, техника флота, его тактика, военно- морская стратегия, портовая логистика, океанология, исследования высоких широт... Макаров не просто читал- он делал выписки, обсуждал прочитанное, потому что постоянно нуждался в пище для ума, а, значит, и в приложении для него! Стремление Степана Осиповича к познанию неведомого, к научному разрешению встававших перед флотом вопросов не давало покоя ни ему самому, ни другим!

С.О.Макаров:

🔹 Основоположник теории непотопляемости корабля. 🔹 Ученый- гидрограф, осуществивший исследование течений в проливе Босфор. 🔹 Разработчик тактики парового броненосного флота. 🔹 Тактик- новатор, превративший минное оружие из оборонительного в наступательное. 🔹 Пионер исследования Арктики при помощи мощных, линейных ледоколов (легендарный " Ермак" построен по разработанным Макаровым техническим условиям).

Макаров всегда помнил, что военный флот создается для войны. " Помни войну!" – это в те времена твердил только он, разрабатывая науку о морском бое. Все пять недель (24.02.1904- 31.03.1904 года) своего командования в Русско- японской войне флотом вице- адмирал Макаров готовил его к бою с японскими кораблями. То есть к решению главной задачи русского флота в той войне- завоеванию господства на море.

31 марта 1904 года Макаров не приказал протралить внешний рейд Порт-Артура после того, как ночью на нем были замечены неизвестные суда. Это наверняка, свои, возвращающиеся из разведки, миноносцы.... В 09.39. флагманский эскадренный миноносец "Петропавловск" подорвался на внешнем рейде на мине (или связке мин). От взрыва детонировали пороховые и минные погреба, и судно, разломившись надвое, в две минуты ушло под воду. Неизвестные суда, осуществлявшие минную постановку, оказались японскими. Вице- адмирал С.О.Макаров и почти 680 членов экипажа погибли, спаслось лишь 80 человек. Останков адмирала не нашли, лишь фрагменты его шинели и обуви. ....... Каким бы стал исторический поворот, если б Макаров не погиб? Но у истории нет сослагательного наклонения, а бездарно проигранная Русско- японская война стала детонатором революционных событий 1905 года, колесо которых с бешенной скоростью покатилось вперед, набирая обороты и не останавливаясь. Пути вспять уже не было…
Новости
Made on
Tilda